Планирование складских помещений
Основные группы складских помещений
Все помещения на общетоварных складах делят на следующие группы:
- основного производственного назначения;
- вспомогательные;
- подсобно-технические;
- административно-бытовые.
Рассмотрим подробно:
- Помещения основного производственного назначенияпредназначены для выполнения основных технологических операций:
- помещения для хранения продукции;
- экспедиции по приему и отпуску продукции;
- помещения распаковки, упаковки, фасовки и комплектования продукции.
2. Вспомогательные помещенияпредназначены для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов, а также тароремонтные мастерские.
3. Подсобно-технические помещенияпредназначены дляразмещения инженерных устройств и коммуникаций (помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядочные аккумуляторные станции и т.д.).
4. Административно-бытовые помещенияпредназначены для размещения административно-конторских служб, мест отдыха и приема пищи, гардеробных, зала товарных образцов, душевых, санитарных узлов и др.
Все пространство склада состоит из двух частей:
- площадей, используемых для хранения;
- площадей, неиспользуемых для хранения.
При планировании рекомендуется поддерживать соотношение этих площадей, равное 2:1.
Требования к планировке складских помещений
Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки единиц хранения, использования складского оборудования и обеспечения условий для полной сохранности единиц хранения.
Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.
Для улучшения условий эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться к единому пространству склада без перегородок и с максимально возможной сеткой колонн или пролетов склада. Наилучшим вариантом, с этой точки зрения, является однопролетный склад (например, с шириной 24 м). Стандартные размеры сетки колонн: 6*6, 6*12, 12*12; 12*18; 18*18; 18*24.
Эффективность использования складского объема во многом зависит также и от высоты складирования единиц хранения, которая должна максимально приближаться к высоте склада.
При планировании складских помещений необходимо учесть следующие требования:
- применение эффективных способов размещения и укладки продукции;
- исключение отрицательного влияния одних видов продукции на другие при их хранении, обеспечение условий для полной сохранности качества продукции;
- возможность применения подъемно-транспортного оборудования;
- обеспечение хранения продукции таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям;
- обеспечение поточности и непрерывности складского технологического процесса.
На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливаются состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их дислокация.
Рассмотрим планировку товарного склада общего пользования как наиболее распространенного вида склада.
|
Характеристика основных складских зон
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке продукции покупателям на складах выделяются следующие основные зоны:
- разгрузки транспортных средств;
- приемки продукции по количеству и качеству;
- хранения;
- фасовки единиц хранения;
- отборки и комплектования заказов покупателей;
- погрузки транспортных средств.
Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами.
Зона разгрузки транспортных средствдолжна примыкать к зоне приемки продукции по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров и приемочной экспедиции.
Под зону храненияпродукции отводится основная часть площади склада. Она состоит из:
- площади, занятой единицами хранения;
- площади проходов.
К зоне хранениядолжны примыкать зоны фасовки и упаковки единиц хранения, комплектования заказов оптовых покупателей (участок комплектования).
В свою очередь,зона комплектованиязаказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке единиц хранения.
Участок разгрузки(на рис. 1 — железнодорожная рампа):
- механизированная разгрузка транспортных средств;
- ручная разгрузка транспортных средств.
Приемочная экспедиция(размещается в отдельном помещении склада):
- приемка прибывшей в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в зону основного хранения склада.
Продукция в приемочную экспедицию поступает из участка разгрузки.
Участок приемки(размещается в основном помещении склада):
- приемка продукции по количеству и по качеству. Единицы хранения на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
Участок хранения(главная часть основного помещения склада):
- размещение груза на хранение;
- отборка груза из мест хранения.
Участок комплектования(размещается в основном помещении склада):
- формирование единиц хранения, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент продукции.
Отправочная экспедиция:
- кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
Участок погрузки(на схеме — автомобильная рампа):
- погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).
Параметры погрузочно-разгрузочных зон
Рассмотрим параметры погрузочных и разгрузочных рамп, а также участка приемки, т.е. тех технологических зон склада, на которых выполняются операции поступления и отправки грузовых единиц.
Выгрузка грузовых единиц может осуществляться:
- с уровня дороги;
- со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства.
Большинство отечественных грузовых автотранспортных средств имеет двери и борта в задней части кузова. Разгружать такие автомобили лучше с рамп, так как есть возможность въезда в кузов погрузочно-разгрузочной техники. Автомобили, оснащенные боковыми по отношению к продольной оси дверьми, можно разгружать с уровня дороги.
Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспортных средств должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м.
Следует иметь в виду, что скорость обслуживания транспорта, т.е. скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператор будет иметь некоторый запас пространства. Большинство современных складов имеют ширину разгрузочных рамп, равную 6 м.
Расстояние между осями дверных проемов и постов погрузки автомобилей должно быть не менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом на места погрузки без особых трудностей.
Высота рамп должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемых транспортных средств. У грузовых автомобильных транспортных средств высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа транспортных средств от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от степени загрузки автомобиля. Следует иметь ввиду, что высота пола кузова полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного.
Платформы автомобилей-рефрижераторов располагаются обычно выше, чем у автомобилей для дальних перевозок, не оборудованных холодильной камерой. В этой связи рампы рекомендуется оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики.
При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. Например, если в конце 60-х годов в Европе высота автомобильных рамп доходила до 1,4 м, то к середине 80-х оптимальное значение снизилось до 1,2 м.
В России в настоящее время более 80% эксплуатируемого грузового транспорта имеет погрузочную высоту от 1100 до 1300 мм. Здесь также имеет место тенденция снижения погрузочной высоты.
На железнодорожном транспорте, так же как в автомобильном транспорте, существует тенденция к увеличению габаритов вагонов как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появляется большое количество специализированных вагонов.
Независимо от того, будут ли поступать на склад специализированные вагоны или нет, необходимо проектировать участок разгрузки таким образом, чтобы принимать не только небольшие вагоны длиной 12 м с дверями шириной 1,8 м, но и вагоны длиной свыше 25 м, ширина дверей у которых значительно больше.
Характеристика зоны товарных образцов
Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов выделяются функциональные зоны, обеспечивающие возможность размещения необходимого оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образцам товаров. Количество таких зон и их расположение определяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников.
Обычно в зале товарных образцов выделяют (рис. 2):
- рабочие зоны;
- зону экспозиций;
- зоны ожидания и отдыха;
- информации;
- проходов.
Рабочие зоныслужат для размещения рабочих мест товароведов. Они оборудуются столами и креслами, персональным компьютером, картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов.
Зона экспозиций разделяется на отдельные сегменты, оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров (полками, консолями, штангами и т.д.). Сегменты выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т.п.
Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.
Зона ожидания и отдыхапредназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Рекомендуется отделить эту зону от основной экспозиции товаров и рабочих мест товароведов-реализаторов. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги) и другая информация о реализуемых товарах, нормативно-техническая документация (стандарты и т.д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть совмещена с зоной информации.
Зона проходовслужит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие — не менее 1 м.
Организация функциональных зон в зале товарных образцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размещение которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию интерьера. Общий вид зала товарных образцов, разделенного на укрупненные функциональные зоны, представлен на рис. 2.
Материал взят из учебной программы "Эффективная логистика", тема "Планирование складских помещений", Московский транспортный институт.
Добавить комментарий